Shenyang J-8, I. Истребитель-перехватчик. (Китай)
Shenyang J-8 — китайский одноместный истребитель-перехватчик. Разработан Авиастроительной корпорацией в г. Шэньян. Предназначен для ведения воздушных боев и перехвата воздушных целей.
Сборка первых двух опытных самолетов завершилась в июле 1968 г., первый полет самолета состоялся 5 июля 1969 г., а на вооружение он был принят 2 марта 1980 г. Новый истребитель J-8 выглядел как увеличенный вариант МиГ-21, похожий на опытный самолет Микояна Е-152А. Первоначальный вариант имел небольшой радиодальномер в центральном теле воздухозаборника и сохранил откидывающийся вперед односекционный фонарь, как у предшественника J-7. Он был вооружен одной пушкой калибра 30 мм и четырьмя подкрыльевыми ракетами класса «воздух-воздух». Вместо УР можно было подвешивать блоки с НАР и свободнопадающие бомбы. Производство было очень ограниченным.
В феврале 1978 г. началась разработка всепогодной модификации истребителя под обозначением J-8-I. Сборка опытного самолета завершилась в мае 1980 г., но он сгорел при первом запуске двигателя. Был срочно собран второй опытный самолет, который поднялся в воздух 24 апреля 1981 г. Программа летных испытаний завершилась в ноябре 1984 г., а 27 июля 1985 г. самолет был принят на вооружение. Производство вариантов J-8 и J-8-I составило 100 машин.
Вариант J-8-I был спроектирован как всепогодный истребитель и оснащался новой РЛС SR-4 в увеличенном центральном теле воздухозаборника. Истребитель J-8 (J-8-I) выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с треугольным крылом, конструктивно подобным крылу самолета МиГ-21 и обладающим стреловидностью по передней кромке 60°, но имел некоторые аэродинамические улучшения: небольшие аэродинамические перегородки над крылом, измененные его концевые части и перемещенные в другое место воздушные тормоза. На самолете также был установлен двухсекционный фонарь с откидывающейся вверх прозрачной задней частью и неподвижным лобовым стеклом.
Фюзеляж типа полумонокок овального сечения в передней части. Воздухозаборник носовой, асимметричный, регулируемый, с центральным телом. Шасси трехопорное, основные стойки убираются в крыло. Самолет оснащен оптическим прицелом SM-8, а с 1982 г. усовершенствованным прицелом SM-8A. На самолете J-8I сохранились такие же двигатели WP-7B с тягой по 6100 кгс, как у основного варианта J-8.
Вооружение включает двуствольную пушку калибра 23 мм (боезапас 200 снарядов), приспособления для четырех подвесных ракетных контейнеров в качестве дополнительной альтернативы ракетам PL-2B.
Особенности компоновки самолета J-8-I не позволяли установить на истребитель более мощную РЛС с крупногабаритной антенной. Возникла необходимость в коренной модификации носовой части истребителя и применении боковых воздухозаборников. Кроме того, появление за рубежом машин четвертого поколения, имеющих повышенную маневренность, требовало дальнейшего улучшения маневренных характеристик китайских истребителей.
Вариант создания самолета Shenyang J-8-II получил одобрение в мае 1981 г. В 1982 г. началось проектирование, а первый из четырех опытных образцов поднялся в воздух 12 июня 1984 г. Истребитель предназначался как для использования в качестве всепогодного перехватчика, так и для действий по наземным целям.
Shenyang J-8, II. Истребитель-перехватчик. (Китай)
Новый самолет имел боковые воздухозаборники и ТРДФ WP-13B с тягой по 6730 кгс. Это позволило освободить носовую часть для установки радарной антенны большего диаметра. Воздухозаборники двигателя имеют поразительное сходство с самолетом МиГ-23, а первоначальные двойные подфюзеляжные кили заменены одним складывающимся как у МиГ-23. Планер самолета оказался изменен на 70% по сравнению с первоначальным вариантом J-8. 30% агрегатов поставлялись подрядчиками.
Самолет Shenyang J-8-II выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с треугольным крылом со стреловидностью 60° по передней кромке. На крыле имеются двухсекционные закрылки и элероны. На верхней поверхности крыла установлены аэродинамические гребни небольшой площади. Элероны и закрылки с сотовым заполнением. Фюзеляж типа полумонокок, выполнен из алюминиевых сплавов с использованием стали в наиболее нагруженных участках конструкции. Шасси трехопорное, все стойки одноколесные, передняя стойка убирается в фюзеляж поворотом вперед, основные - в крыло.
Самолет Shenyang J-8-II оснащен моноимпульсной РЛС, ИЛС, оборудованием радионавигационной системы TACAN, автопилотом, приемником радиолокационного облучения, средствами РЭБ.
Shenyang J-8, II. Истребитель-перехватчик. (Китай)
Вооружение включает двуствольную 23-мм пушку (боекомплект 200 снарядов). На шести подкрыльевых и одном подфюзеляжном узле подвески могут размещаться УР класса «воздух-воздух» с полуактивной радиолокационной и ИК-системами самонаведения PL-2B и PL-3, а также блоки НАР 57-2 (57 мм) и 90-1 (90 мм), бомбы на многозамковых держателях. Общая масса вооружения составляет 4500 кг.
Экспортный вариант, обозначенный F-8B, оснащен двумя ТРД WP-13B, имеет импульсную РЛС обзора нижней полусферы и цифровую авиационную электронику с индикацией на лобовом стекле и двумя индикаторами на приборной доске. Этот вариант не выпускался серийно.
Фирма «Grumann» 5 августа 1987 г. получила контракт стоимостью 501,8 млн долларов на проектирование, разработку и испытания модернизированной электроники для самолета Shenyang J-8-II по программе продаж военной техники за рубеж. Расстрел на площади Тянань-минь привел к немедленной остановке работы над проектом.
Shenyang J-8, II. Истребитель-перехватчик. (Китай)
Характеристики:
| ТТХ J-8 различных модификаций | 
|   | J-8 | J-8I | J-8II  (J-8B) | J-8IIA  (J-8D) | J-8IIM | J-8III  (J-8C) | 
| Первый полет | 
1969 | 
1981 | 
1984 | 
1996 | 
1996 | 
1993 | 
| Технические характеристики | 
| Экипаж | 
1 (пилот) | 
| Длина, м | 
21,52 | 
21,59 | 
21,39 | 
21,60 | 
| Размах крыла, м | 
9,34 | 
9,344 | 
9,34 | 
9,25 | 
| Высота, м | 
5,41 | 
| Площадь крыла, м² | 
42,0 | 
42,2 | 
| Масса пустого, кг | 
9 285 | 
н/д | 
9 830 | 
10 200 | 
| Масса снаряженного, кг | 
13 700 | 
13 850 | 
14 300 | 
15 288 | 
15 200 | 
| Масса максимальная взлетная, кг | 
16 580 | 
17 800 | 
н/д | 
18 879 | 
н/д | 
| Объем топлива, л | 
4 600 | 
5 400 | 
н/д | 
5 400 | 
н/д | 
| Двигатель | 
2× ТРДФ Liyang Wopen | 
| 7A (Р-11Ф) | 
13А II (Р-13-300) | 
13В | 
14 Kun Lun | 
| Тяга максимальная, кН | 
2× 43,15 | 
2× 42,66 | 
н/д | 
н/д | 
| Тяга на форсаже, кН | 
2× 58,8 | 
2× 65,9 | 
2× 68,6 | 
2× 7500 кгс | 
| Летные характеристики | 
| Максимальная скорость, км/ч | 
2 322 | 
2 300 | 
2 200 | 
| Крейсерская скорость, км/ч | 
850 | 
н/д | 
| Боевой радиус, км | 
800 | 
800 / 1 200 (с дозаправкой) | 
| Практическая дальность, км | 
1 500 | 
1 900 | 
| Перегоночная дальность, км | 
2 000 | 
2 200 | 
| Практический потолок, м | 
20 800 | 
19 000 | 
18 000 | 
19 000 | 
| Скороподъемность, м/с | 
163 | 
200 | 
| Длина разбега, м | 
н/д | 
800 | 
| Длина пробега, м | 
н/д | 
1 000 | 
| Тяговооруженность | 
н/д / 0,89 | 
0,65 / 0,98 | 
н/д | 
| Нагрузка на крыло, кг/м² | 
н/д | 
341 | 
н/д | 
Максимальная эксплуатационная  перегрузка, +g | 
4 | 
4,83 | 
8 | 
6,9 | 
8 | 
| Вооружение | 
| Пушечное | 
2× 30 мм НР-30 | 
1× 23 мм Type 23-3 (ГШ-23Л) с 200 сн. | 
| Точки подвески | 
5 | 
7 | 
| Боевая нагрузка, кг | 
4 500 | 
| УР «воздух-воздух» | 
PL-2B, PL-5B | 
PL-2B, PL-5B/C/E, PL-8  Р-27Р1, PL-11, PL-12 | 
| УР «воздух-поверхность» | 
нет | 
Х-31A | 
нет | 
| Другое | 
12× 57 мм или 7×90 мм НУРС, бомбы | 
 
Shenyang J-8, II. Истребитель-перехватчик. (Китай)