Ми-8. Многоцелевой вертолет. (СССР-Россия)
Ми-8 — советский и российский многоцелевой вертолет. Разработан в ОКБ имени М. Л. Миля в начале 1960-х годов и предназначен для перевозки личного состава и грузов (колесной техники, инженерных средств и др.), десантирования подразделений морской пехоты с вооружением, огневой поддержки морского десанта, эвакуации раненых и больных, а также проведения различных работ в условиях труднодоступной для других видов транспорта местности с посадкой на неподготовленные площадки ограниченных размеров и авианесущие корабли.
Разработка началась в мае 1960 г. для замены поршневого Ми-4. Первый опытный вертолет с одним турбовальным газотурбинным двигателем с четырех-лопастным несущим винтом совершил первый полет в июне 1961 г. Второй опытный вертолет с двумя двигателями и пятилопастным несущим винтом поднялся впервые в воздух в августе 1962 г. К 1991 г. построено примерно 2400 вертолетов для стран СНГ и около 2800 на экспорт.
Ми-8. Многоцелевой вертолет. (СССР-Россия)
Разработаны следующие модификации:
- Ми-8П — пассажирский вертолет на 28 мест. Оснащен двигателями ГТД ТВ2-117А мощностью по 1267 кВт/1700 л.с. Пассажирская кабина имеет длину 6,36 м, ширину 2,34 м, высоту 1,80 м.
 
- Ми-8 ПС «Салон» — вертолет повышенной комфортности на 9-11 человек.
 
- Ми-8Т — десантно-транспортный вертолет на 24 десантника с вооружением (в санитарном варианте 12 раненых на носилках с одним сопровождающим). Установлены двигатели ГТД ТВЗ-117МТ мощностью по 1454 кВт/1950 л.с. Вертолет предназначен и для транспортировки грузов массой 4000 кг в кабине или 3000 кг на внешней подвеске. Грузовая кабина: длина 5,34 м, ширина 2,34 м, высота 1,80 м. В военном варианте снабжен пилонами для подвески вооружения.
 
- Ми-8ТВ — десантно-транспортный вертолет. Установлены усиленные ферменные пилоны с четырьмя держателями для блоков по тридцать две НАР калибра 57 мм и подвижной пулеметной установкой калибра 12,7 мм в носовой части фюзеляжа. Вертолет может нести и другое вооружение: блоки по тридцать две НАР, ПТУР АТ-2 с полуавтоматическим управлением, ПТУР АТ-3 с ручным управлением и др.
 
- Ми-8МТ — модернизированный десантно-транспортный вертолет. Оснащен двигателями повышенной мощности ГТД ТВЗ-117МТ мощностью по 1454 кВт/1950 л.с. с пылезащитными устройствами и вспомогательной силовой установкой АИ-9В и рулевым винтом, установленным слева, для повышения эффективности. Имеет станцию инфракрасных помех «Липа», экраны выхлопных устройств для подавления теплового излучения двигателей и контейнеры с ложными целями, пулемет (калибр 12,7 или 7,62 мм) в носовой подвижной установке, держатели по бокам фюзеляжа для установки до шести блоков НАР с размещением сверху на направляющих рельсах до шести ПТУР. На пилонах подвешиваются также пулеметные контейнеры, в блистерах и боковых проемах десантного отделения могут находиться пулеметы и гранатометы. Вертолет является переходной моделью к усовершенствованному вертолету Ми-17.
 
- Ми-8ПП — вертолет постановщик активных помех. Оснащен специальным контейнерным радиоэлектронным оборудованием и дипольными антеннами. Мог использоваться для ведения РЭБ. ретрансляции и др.
 
- Ми-8ТГ — модификация вертолета Ми-8Т с двигателями ГТД ТВ2-117ТГ мощностью по 1103 кВт/1500 л.с., работающими на авиационном сконденсированном топливе.
 
- Ми-8РХР — вертолет радиационной и химической разведки.
 
- Ми-9 — вертолет для обеспечения связи. Оснащен специальным оборудованием и дополнительными антеннами на хвостовой балке.
 
- Ми-8МТВ-2 и Ми-8МТВ-3 — поздние модификации военно-транспортных вертолетов версии МТ. Предназначены для применения в десантно-транспортном, санитарном, спасательном и ударном вариантах. Это одни из наиболее тяжеловооруженных вертолетов в мире. В варианте МТВ-2 вертолет мог оснащаться четырьмя блоками Б8В20-А по двадцать НАР С-8, возможна подвеска авиабомб калибра 50- 500 кг на балочных держателях БДЗ-57КРВМ: в носовой части фюзеляжа может быть размещена подвижная установка с пулеметом калибра12,7 мм, в проемах сдвижных дверей — до 8 шкворневых установок с пулеметами калибра 7.62 мм, а на внешних держателях — 4 пушечных контейнера УПК-23-250 с пушками ГШ-23Л калибра 23 мм. Для защиты от ракет с ИК ГСН установлены кассеты АСО-2В с ИК-ложными целями ППИ-26-1. На кабину экипажа вертолета навешены бронеплиты, закрывающие пол, переднюю и заднюю часть отсека.
 
- Ми-8АМТШ — модификация варианта МТ. Вертолет оснащен сверхзвуковыми ПТУР «Штурм».
 
- Ми-8ВзПУ — воздушный пункт управления.
 
Ми-8. Многоцелевой вертолет. (СССР-Россия)
Ми-8 создан по классической одновинтовой схеме, с пятилопастным трехшарнирным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Фюзеляж полумонококовой конструкции. Шасси трехопорное, неубирающееся, с самоориентирующейся фиксируемой в полете передней стойкой. Экипаж (командир, штурман, бортовой техник) размещается в отдельной кабине, расположенной в носовой части фюзеляжа. Кабина экипажа бронирована.
Бортовое радиоэлектронное оборудование обеспечивает решение навигационных, пилотажных и прицельных (вооруженные варианты) задач, а также связь со взаимодействующими войсками. Оно включает курсовую систему, комплекс пилотажно-навигационных приборов, аппаратуру радиосвязи. Бортовое оборудование позволяет применять вертолеты днем и ночью, в простых метеоусловиях. Оно предусматривает командные УКВ-радиостанции Р-860 и Р-828. связные КВ-радиостанции Р-842 и «Карат», самолетное переговорное устройство СПУ-7, четырехканальный автопилот АП-34Б для автоматической стабилизации вертолета по тангажу, крену, курсу и высоте полета, комплект приборов для обеспечения полетов в сложных метеоусловиях днем и ночью (2 авиагоризонта АГБ-ЗК, 2 указателя частоты вращения несущего винта, комбинированная курсовая система ГМК-1А. автоматический радиокомпас АРК-9 или АРК-У2, радиовысотомер РВ-3).
Ми-8. Многоцелевой вертолет. (СССР-Россия)
Вооружение включает носовой и кормовой 7,62-мм пулеметы ПКТ, шесть бортовых балочных держателей для блоков с неуправляемыми авиационными ракетами С-5 и С-8, бомб калибра до 500 кг, пушечных контейнеров УПК-23-250, универсальных вертолетных гондол ГУВ. В окнах грузовой кабины смонтированы шкворневые установки под личное оружие десантников.
Десантно-транспортное оборудование позволяет загружать несамоходную легкую технику и вооружение с помощью лебедок, а также поднимать в режиме висения с поверхности суши (воды) спасаемых с помощью бортовой стрелы (грузоподъемность 200 кг).
Колесная техника, различные грузы, больные и раненые на носилках загружаются по специальным трапам через люк со створками, расположенный в задней части грузовой кабины. Для крепления под фюзеляжем и перевозки крупногабаритных грузов на вертолете устанавливается шарнирно-маятниковая подвеска грузоподъемностью до 2500 кг.
Вертолеты широко использовались в боевых операциях а Афганистане и Чечне.
Ми-8 эксплуатируется во многих странах мира, таких как Алжир, Ангола, Афганистан, Бангладеш, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Гайана, Гвинея-Бисау, Египет. Заир, Индия, Ирак, Йемен, Китай, Конго, Куба, Лаос, Ливия, Мадагаскар, Мали, Мозамбик, Монголия, Никарагуа, Пакистан, Перу, Польша, Румыния, Северная Корея, Сирия, страны СНГ, Судан, Турция, Уганда, Финляндия, Чехия, Словакия, Эфиопия и Югославия.
Ми-8. Многоцелевой вертолет. (СССР-Россия)
Характеристики различных модификаций:
|   | 
В-8 | 
Ми-8П | 
Ми-8Т | 
Ми-8МТ  (Ми-17) | 
Ми-18 | 
Ми-8МТВ-1  (Ми-17-1В) | 
Ми-8АМТ  (Ми-171) | 
Ми-172 | 
Ми-8МСБ | 
| Год постройки | 
1961 | 
1965 | 
1965 | 
1975 | 
1980 | 
1987 | 
1991 | 
1991 | 
2014 | 
| Экипаж | 
3 человека | 
3 человека | 
3 человека | 
3 человека | 
3 человека | 
3 человека | 
3 человека | 
3 человека | 
  | 
| Число пассажиров (десантников) | 
18 человек | 
28 человек | 
24 человека | 
24 человека | 
30 человек | 
24 человека | 
27 человек | 
26 человек | 
  | 
| Длина (с вращ. винтами) | 
  | 
25,31 м | 
25,31 м | 
25,31 м | 
25,31 м | 
25,31 м | 
25,31 м | 
25,31 м | 
25,31 м | 
| Высота (с вращ. рулевым винтом) | 
  | 
5,54 м | 
5,54 м | 
5,54 м | 
5,54 м | 
5,54 м | 
5,54 м | 
5,54 м | 
5,54 м | 
| Диаметр несущего винта | 
21 м | 
21,3 м | 
21,3 м | 
21,3 м | 
21,3 м | 
21,3 м | 
21,3 м | 
21,3 м | 
21,3 м | 
| Масса пустого | 
5726 кг | 
7000 кг | 
6934 кг | 
7200 кг | 
7550 кг | 
7381 кг | 
6913 кг | 
7514 кг | 
  | 
| Нормальная взлетная масса | 
— | 
11 570 кг | 
11 100 кг | 
11 100 кг | 
11 500 кг | 
11 100 кг | 
11 100 кг | 
11 878 кг | 
  | 
| Максимальная взлетная масса | 
— | 
12 000 кг | 
12 000 кг | 
13 000 кг | 
13 000 кг | 
13 000 кг | 
13 000 кг | 
н/д | 
12500 кг | 
| Двигатели | 
1 × АИ-24В | 
2 × ТВ2-117 | 
2 × ТВ2-117 | 
2 × ТВ3-117МТ | 
2 × ТВ3-117МТ | 
2 × ТВ3-117ВМ | 
2 × ТВ3-117ВМ | 
2 × ТВ3-117ВМ | 
2 × ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е | 
| Мощность двигателей (на взлетном режиме) | 
1 × 1900 л. с. | 
2 × 1500 л. с. | 
2 × 1500 л. с. | 
2 × 1900 л. с. | 
2 × 1900 л. с. | 
2 × 2000 л. с. | 
2 × 2000 л. с. | 
2 × 2000 л. с. | 
2 × 1500 л. с. | 
| Максимальная скорость | 
— | 
250 км/ч | 
260 км/ч | 
250 км/ч | 
270 км/ч | 
250 км/ч | 
250 км/ч | 
250 км/ч | 
260 км/ч | 
| Крейсерская скорость | 
— | 
225 км/ч | 
225 км/ч | 
220 км/ч | 
240 км/ч | 
240 км/ч | 
230 км/ч | 
230 км/ч | 
225 км/ч | 
| Динамический потолок | 
— | 
4200 м | 
4500 м | 
5000 м | 
5550 м | 
6000 м | 
6000 м | 
6000 м | 
9150 м | 
| Практическая дальность | 
н/д | 
425 км | 
480 км | 
520 км | 
580 км | 
590 км | 
570 км | 
715 км | 
600 км |